Рауль Мир-Хайдаров
Монолог Арбенина
Рассказ
Маленький городишко, где прошла моя школьная юность,
затерялся в западных степях Казахстана, теперь, через пятьдесят лет, нет
смысла таить его название, да и из героев этой истории мало
кто остался в Актюбинске. События, о которых собираюсь вам
поведать, произошли давно, я еще учился в школе.
Летом пронесся слух:
в городскую газету назначен новый редактор, и прибывает
он не то из Тамбова, не то из Тулы.
В сентябре в нашем 10
«А» появился новый ученик. Высокий, худой, длинноногий. В серых, чуть
навыкате глазах было то, чего еще в нас не было: гордость,
достоинство, собственная значимость, что ли…
В перекличке
он откликнулся на фамилию Бучкин.
«А, редакторский сынок», –
мелькнула мысль.
Валентину, так звали новичка,
понадобился лишь месяц, чтобы стать своим в классе.
Мне, пожалуй, в жизни
не приходилось встречать человека, чье влияние, вкусы, привычки
так действовали бы на окружающих. У педагогов есть
термин – благотворное влияние. Валентин Бучкин
благотворно влиял на нашу школу. Он преобразил скучные школьные
вечера. Валентин писал стихи и не делал
из этого тайны.
По одному ему известному признаку он отыскал
в школе и других, пишущих стихи…
К таким литературным школьным вечерам выпускалась
на дефицитном ватмане литературная газета, с подмостков звучали
стихи, под фортепьяно читались рассказы Куприна, Чехова, Бунина…
Как удалось Валентину
привлечь Тамару Давыдычеву из параллельного класса аккомпанировать чтецу,
оставалось величайшей загадкой и оценивалось как подвиг.
Тамара, первая школьная
красавица, оканчивала музыкальную школу. Нарядная, кокетливая, даже внешне
не похожая на угловатых одноклассниц, она словно временно, проездом
остановилась в нашем провинциальном городке. И эта девочка, неприступная
и недосягаемая, рядом с которой немели острословы и робели
забияки, неделями подбирала музыку к рассказам Бунина…
Достать пригласительный билет
на вечера в нашу сорок четвертую железнодорожную школу стало
проблемой. Школу охватила литературная горячка, в коридорах говорили
о прозе и поэзии, обменивались книгами. Библиотекарша, сияя,
чуть ли не каждую неделю проводила диспуты.
В декабре, когда
в городке уже вовсю хозяйничала зима, весь
класс, все двадцать два ученика, были приглашены Валентином на день
рождения.
Все начинания Бучкина
оказывались чем-то вроде эпидемии, избежать которую было невозможно. Наш
класс закружило в водовороте всяких вечеринок: праздников, дней рождения.
Словом, мы не упускали любую возможность бывать вместе.
Все наши встречи кончались литературными
чтениями. Валентин обычно говорил, что у нас традиция такая
выработалась.
В перерыве между танцами
вновь расставляли в зале стулья, гасился свет под абажуром,
и если в доме находилась новомодная штучка, называемая торшером,
включали его где-нибудь в углу. В мягком полумраке зала Валентин
начинал читать свои стихи.
Белая накрахмаленная сорочка,
темный бант галстука-бабочки, густые волосы, которые он поправлял часто
порывистыми движениями, сразу привлекали внимание маленькой аудитории.
Я сидел, охваченный как бы групповым гипнозом, иногда слыша
за спиной или сбоку чей-то восторженный шепоток: «Правда,
он похож на молодого Блока?».
На все наши встречи
и вечера я ходил ради Ниночки Нововой.
Отыскав, где она сидит, я мог, ничем не рискуя, смотреть на нее.
На ее лице с удивительной быстротой выражение грусти, печали
сменялось радостным сиянием глаз, и неожиданный свет улыбки преображал
до неузнаваемости знакомое лицо.
Краем уха я тоже ловил слова
чтеца, но во мне они не вызывали и толики
ее чувства.
Встречались мы довольно часто,
и скоро наши поэты выдохлись, творческое вдохновение не поспевало
за спросом.
Выход был найден. На одном
из вечеров Валентин читал уж очень хорошие стихи.
– Во дает! –
сказал я Юрке Ковальчуку. В ответ Ковальчук
снисходительно глянул на меня и, наклонившись, зашептал: «Болван, это же Пастернак!».
Уже на следующей встрече
чуть ли не полкласса читали стихи, а Женька Парницын
умудрился прочесть целую главу из «Песни о Гайавате»,
замучил всех, чуть в сон не вогнал. Выучить стихотворение,
как я понял, было еще полбеды, главное, чтобы оно оказалось
малоизвестным (для присутствующих) и не выпадало из общего
направления избранной нами поэзии.
Читать читали, да вот
беда – название и автора не объявляли. И для меня
окончательно все перепуталось, я уже не знал, что написали
наши, а что – настоящие поэты. Попав впросак еще пару раз,
я извлек урок и больше восторга никому не выказывал.
Плюнул бы я на эти
вечеринки, при моей тогдашней гордости, если бы не Нина,
не единственная возможность смотреть на нее во все глаза
в полумраке зала, когда она целиком жила поэзией.
Я старался
по хозяйственной части: расставлял стулья, менял пластинки во время
танцев, при этом учитывая вкусы Нововой. Что,
как мне кажется, было замечено и принято благосклонно.
Нина жила в одном
из трех домов, называвшихся в городе небоскребами. Четырехэтажные тридцатишестиквартирные дома, построенные в годы
первых пятилеток из красного кирпича, были единственными в городе
«высотными» зданиями. Проводив живших в «небоскребах»,
мы в одиночку расходились по безлюдным сонным улицам.
Возвращаясь светлыми морозными ночами домой,
я мысленно строил планы, говорил сам себе – вот увидите, в один
прекрасный день я прочту дюжину стихотворений, а то и целую
поэму. Вот только бы мне найти такого поэта!
Наш город располагал пятью
библиотеками, не считая школьной. Самыми активными читателями вдруг стали
мои одноклассники. К библиотеке я подбирался окольными путями, имея
наготове легенду, почему я очутился в этих краях, на случай,
если встречу кого из 10 «А». Первым делом я переходил от окна
к окну, каждый раз обнаруживая то долговязую фигуру Ковальчука,
то легкую, изящную Светы Резниковой. Словом,
чтобы отыскать из пяти библиотек одну, свободную от нашествия 10 «А»,
мне приходилось обойти и вторую, и третью. В четвертой
или пятой, затратив на это половину воскресенья, я лихорадочно
шарил по полкам, заглядывая почти в каждый поэтический сборник:
тонкий и толстый, с надеждой вынимал из собраний сочинений тома,
полные рифмованных строчек, но мне все казалось: не то, не то. Порою я физически ощущал, что эти страницы
уже перелистаны ловкими пальцами Наиля Сафина
или замусолены небрежным Лайкиным, который ходил
в библиотеку всегда вместе с красавцем Ленечкой
Спесивцевым. Иногда на полях
я встречал аккуратную галочку, и не было на свете сил,
способных переубедить меня, что сделали это не мои одноклассники.
В низеньких, заставленных
до потолка стеллажами библиотеках жарко топились печи,
и уже через час, обливаясь потом, я утирал рукавом бессменного
свитера разгоряченное лицо и все искал, искал. Звонок медного
колокольчика, предупреждавшего о закрытии библиотеки, раздавался всегда
неожиданно.
Одергивая куцый свитер, опустив смущенное лицо,
я проходил мимо любопытной заведующей, в прихожей хватал
с опустевшей вешалки поношенное пальтишко и пулей вылетал
на стылый двор.
Уже и долгая зима
повернула на весну, и в воздухе потянуло запахами талого снега.
Оседали на глазах от неожиданных теплых ветров сугробы,
и в полдень с обогретых железных крыш звенела капель. Когда
я глядел на сугробы, мне казалось, что вот так же
и я оседаю в глазах Ниночки все ниже и ниже.
Без особого энтузиазма я продолжал ходить из библиотеки
в библиотеку.
Однажды, проведя среди книг день
и выписав два-три стихотворения, которые тотчас же были забракованы,
я собрался уходить. Возвращая взятые книги на полку, невольно
потянулся к томику Лермонтова.
Первая же, случайно открытая
страница начиналась: «Послушай, Нина!».
Раз десять, а может,
и больше прочел я монолог Арбенина,
не вставая с места.
Тогда
я еще не слышал прекрасной мелодии к «Маскараду»,
а вокруг меня в тесной и жарко натопленной библиотеке звучала
музыка. «Нашел, нашел», – хотелось кричать, плясать, но не было сил
даже встать. Приглянувшаяся мне страничка из «Маскарада» была
что надо. Как раз то, что хотел сказать Нововой.
На уроках, поглядывая
в сторону Нины, я мысленно произносил монолог.
Перехватив взгляд Ковальчука,
я думал: это, брат, тебе – не твои хромые вирши, за нами
классика!
До Восьмого
марта, когда я собирался его прочесть, оставалось еще немало
дней, и в монологе, так часто произносимом, выпали несколько
строк и появились новые, более близкие к нашей рядовой,
а не графской жизни. Я даже позабыл об Арбенине,
не покидавшем меня все дни. И, помню, сказал,
обрадовавшись: «Вы уж извините, Евгений Александрович, у вас
свои дела, у меня свои». С этого дня я свыкся с мыслью,
что это мое стихотворение – ну, не то чтобы
я его написал, а вообще мое.
Восьмое марта решили отмечать
в складчину на квартире у Галочки Старченко
на Панфилова, 15. Кстати, этот дом прекрасно сохранился и сегодня,
спустя полвека.
И вот день мой настал.
Накануне всю ночь снился Арбенин, требовавший
вернуть строки на место.
… В тот не по-мартовски холодный снежный вечер звучали удивительные
стихи.
Украдкой я поглядывал
на Нину, занявшую единственное кресло у входа в зал. Свет
из соседней комнаты в дверном проеме освещал часть ее лица,
иногда она наклонялась чуть вперед и возникала вся, словно на экране.
И вдруг я увидел глаза
Ковальчука. Он так смотрел на Нину…
Я знал, кому будут адресованы строки, и решил при этом
не присутствовать. Вот Ковальчук поправил бабочку, нервно прошелся
пальцами по виску. Протискиваясь между стульями, направляясь к двери,
у которой сидела Нина, я почувствовал, как осуждающе смотрят
на меня со всех сторон, вслед неслось чье-то шиканье. Такого
кощунства еще никто себе не позволял. Но мне уже было все
равно. Намереваясь сделать последний шаг, я увидел глаза Нины.
«Что ты делаешь?» – словно спрашивала она. Я невольно задержался
и, наклонившись, тронул ее руку, лежавшую на подлокотнике высокого
кресла.
– «Послушай, Нина! –
вырвалось у меня, и со страху я отступил в полумрак
зала, – я смешон, конечно…»
Остановить меня было невозможно.
Всю свою боль, отчаяние, любовь
вкладывал я в лермонтовские строки…
Сидевшие полукругом одноклассники
перестали для меня существовать. Я видел лишь застывшую в кресле
Нину, и все слова были для нее одной. И вдруг с последней
строкой слова иссякли так же неожиданно, как и появились.
Тронуться с места, одним шагом покинуть молчавший зал не было сил.
Так я и продолжал стоять, виновато склонив голову, в двух
шагах от Нины, когда раздался щелчок выключателя и с потолка
хлынул яркий свет. Больше читать стихи уже никто не решился. Нина
сидела раскрасневшаяся, а глаза, кажется, даже повлажнели. И вдруг, когда
Нина, по-прежнему не замечая никого вокруг, поднялась мне навстречу, свет
в зале погас, и зазвучало «Арабское танго» Батыра Закирова.
Она положила мне обе руки на плечи и. приблизив взволнованное лицо, тихо
прошептала: «Я так счастлива, спасибо, милый…».
Мартук,
1981, 2008