О владельце коллекции и его книгах

 МИР-ХАЙДАРОВ РАУЛЬ МИРСАИДОВИЧ -  писатель, заслуженный деятель искусств (1999г.), лауреат премии МВД СССР (1989г.), родился 17 ноября 1941 года в поселке Мартук, Актюбинской области, в семье оренбургских татар. По образованию - инженер-строитель. 20 лет проработал в строительстве, и работа позволила ему изъездить страну вдоль и поперек. В молодые годы увлекался боксом, имел первый спортивный разряд. В партии никогда не состоял, большим начальником не был. В возрасте тридцати лет на спор с известным кинорежиссером написал рассказ “Полустанок Самсона”, опубликованный в московском альманахе “Родники” и записанный на Всесоюзном радио. В 1975 году был участником УI Всесоюзного съезда молодых писателей, в одном семинаре с драматургом Ниной Садур.

В сорок лет оставляет строительство и становится профессиональным писателем. Он издал более трех десятков книг в главных издательствах СССР: “Молодая гвардия”, “Советский писатель”, “Художественная литература”.

Широкую известность писателю принесла серия «Черная знать», в которую входят тетралогия романов: «Пешие прогулки», «Двойник китайского императора», «Масть пиковая», «Судить буду я» и тематически примыкающий к ним роман «За всё – наличными». Книги из серии «Черная знать» имели по десять, пятнадцать, двадцать изданий каждая. Это остросюжетные политические романы с детективной интригой, написанные на огромном фактическом материале. В них впервые в нашей истории дан анализ теневой экономики, впервые показана коррупция в самых верхних эшелонах власти, включая кремлевскую. Показано сращивание криминала со всеми ветвями государственной власти. Первый роман тетралогии  - “Пешие прогулки” - вышел в 1988 году в “Молодой гвардии” с предисловием известного критика и редактора журнала “Континент” Игоря Виноградова. Роман на сегодняшний день выпущен 23 изданиями (из них 4 раза по 250 тысяч экземпляров) и продолжает издаваться. После выхода романа на автора было совершено покушение, и он чудом остался жив, проведя 28 дней в реанимации и долгие месяцы в больницах. Ныне писатель - инвалид второй  группы.

Американская газета “Филадельфия инкуайер” прислала специального корреспондента Стива Голдстайна в связи с покушением на писателя и посвятила этому событию целую полосу под заголовком: “Исследователь мафии”. Позже известный романист выступал во многих европейских газетах по проблемам преступности, давал интервью. Это о Р.Мир-Хайдарове сказал в своей книге «На должности Керенского в кабинете Сталина» бывший и.о. Генерального Прокурора России О.И. Гайданов: «Ничего подобного я до сих пор не читал и не встречал писателя, более осведомленного о работе силовых структур, государственного аппарата, спецслужб, прокуратуры, суда и …криминального мира, чем автор тетралогии «Черная знать».

После покушения и выхода новых романов жизнь в Ташкенте стала для него невозможной: постоянные угрозы и шантаж, угнали машину, рассыпали набор романа “Судить буду я”, запретили постановку пьесы режиссера В. Гвоздкова, написанной драматургом В.Баграмовым по роману "Пешие прогулки". И Мир-Хайдаров иммигрирует в Россию. Уже в Москве дописывается последняя книга тетралогии «Судить буду я», написан пронзительно грустный ретро-роман о жизни, о любви  - “Ранняя печаль”. В 1997 г. вышел роман о российской мафии, о жизни “новых русских”, о крупных аферах в России - “За все - наличными”, автобиографическая повесть «Мартук – пристань души моей» и мемуары «Вот и всё…я пишу вам с вокзала».

В молодые годы известный романист страстно увлекался футболом, дружил со знаменитыми футболистами своего времени: Михаилом Месхи, Славой Метревели, Гурамом Цховребовым, Геннадием Красницким, Станиславом Стадником, Берадором Абдураимовым. Театрал, меломан, любил и знал балет, дружил с народным артистом СССР Ибрагимом Юсуповым, учеником Юрия Григоровича. Поклонник джаза - был знаком со многими джазменами из оркестров Орбеляна, Цфасмана, Лунгстрема, Эдди Рознера, Кролла, Вайнштейна, Гаджиева, Гобискери. Специально брал отпуск зимой, чтобы побывать в московских театрах, общался с Олегом Далем, Валентином Никулиным. Смотрел все знаменитые спектакли театра “Современник” конца 60-х - начала 70-х.

Ныне остались увлечение живописью и, конечно, писательский труд, любовь к которым оказалась сильнее и футбола, и джаза, и театра. Он - обладатель одной из самых больших частных коллекций современной живописи в России.

60-летний и 70-летний юбилеи были отмечены на государственном уровне на родине писателя, в Казахстане, в Казани, в Москве. В дни 60-летия в областном историко-краеведческом музее Актюбинска был открыт зал, посвященный знаменитому земляку, в нем выставлены 60 картин, подаренных им городу из его частной коллекции. Одна из улиц его родного Мартука названа именем Рауля Мир-Хайдарова (1996г.). Там же, в Мартуке, открыт литературный музей писателя, и действуют два школьных музея. Р.Мир-Хайдаров – Почетный гражданин Казахстана, член редколлегии международного журнала «Аманат», представлен в энциклопедиях Казахстана, Узбекистана, Татарстана и Википедии. Щедро цитируется в «Толковом словаре ненормативной лексики», издательства «Астрель», 2003г., автор Д.И.Квисилевич. Р.Мир-Хайдаров в числе многих ныне известных людей, в юности бывшими стилягами, широко представлен в книге «Стиляги».

 

About art collection’s owner and his books

RAUL MIR-KHAIDAROV was born on November,17, l94l in the family of Orenburg Tatars. At the age of 30, after making a bet with a famous producer, he wrote his first novel “Samson’s substation”. Later this novel was published in literary miscellany “The Springs” and was translated on All-Union Radio. In 1975, Raul was a member of VI All-Union Congress of young writers. At the age of 40, Raul Mir-Khaidarov left his job as an engineer and dedicated all his time to the literature. He has issued more then 30 books in the main publishing houses of Russia. His books were translated into foreign languages and into native languages of many nations in the former USSR. Raul Mir-Haidarov is an Honoured Worker in Arts and MIW Prize laureate. The series of political detective novels has brought a worldwide fame to the author. The first of them - “Long Walks” - was published in 1988. This novel has had 18 editions by now (four of them had 250 000 copies each!) and still continues to be published. When the very first edition appeared, there was an attempt to murder the author. He was severely wounded and spent a long time in the hospital. The American newspaper ”Philadelphia Inquirer” has sent the special correspondent Steve Goldstine in connection with an attempt to kill R.Mir-Khaidarov and has devoted to this event the whole strip under heading “The Researcher of Mafia”. Later the writer wrote in many European newspapers on crime problems, gave interviews. While staying in the hospital, with the broken backbone he completed - writing by a pencil on a board on his breast - the second novel - “The Shadow of a Chinese Emperor”, where he depicted merging the organized criminality with the upper state authority. The novel was published in 1989. In 1990, the writer issued the third book - “Spades Card”. After sometime the final novel of this series was published - “I will Judge”. It can be stated that these novels are the first social-political detectives in Russia created and based on a huge actual material. In many reviews published in the legal editions it is marked that the author has perfect knowledge of criminal and legal questions – which is a rare case among detective-story writers. After the murder attempt and after publishing the new novels life in Tashkent became impossible for Raul Mir-Haidarov: constant threats, blackmail, forbidding his books. And though the “Green card“ was immediately offered to the author by the American government, the writer moved to Moscow, and certainly continued his creative work. After moving to Moscow, a sad retro romance named “Early Sorrows” was written. A new novel about big shady deals in Russia - “Everything’s Paid in Cash” - has been recently published.



О коллекции живописи

“Зарево крушения и распада империи высветило неразделимую двуполярную суть России. Корни христианства и мусульманства, произрастая двумя различными кронами, питаются здесь одной почвой. Но разделение христианских стран Украины и России, несомненно, больше щемит православное сердце, правоверному же сердцу мусульманина досталось принять на себя разрыв между Россией и Узбекистаном, Казахстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Киргизией.

Разрубленные с политического плеча страны еще долго будут скреплены неразрывными судьбами людей. Взаимообогащением культур мы жили вместе три четверти столетия, и его невозможно прервать проведением на географической карте жирных пограничных линий.

Известный писатель Рауль Мир-Хайдаров, много лет проживший в Ташкенте, своей поразительной коллекцией лучше любого новосозданного посольства врачует тоскующие по былому общению души. Посмотришь на уютные кишлаки Курбанова, насыщенные интенсивным цветом пейзажи Айдара, загадочные, бесконечно раскрывающиеся изнутри — слой за красочным слоем — картины Фаиза, феерические полотна Дмитрия Гернштейна, наполненные иронией полотна Бахтияра, испускающие запредельную энергию и неистощимую фантазию холсты Бабура. На картины Шакира, где переливаются друг в друга время и пространство, на искрящиеся лукавством и печалью восточной мудрости изящные миниатюры Азата Юсупова, Сергея Широкова и Шерали Мусаева, и великая живописная культура Востока наполняет жизнь органным, полифоническим звучанием.

Мир-Хайдаров дарит картины посольствам, музеям, детским домам, школам, знаменитой частной клинике академика Александра Бронштейна, благотворительным аукционам. Устраивает выставки в лучших галереях Москвы, в творческих Домах писателей и композиторов, в Горках-10, в ЦДХ и за рубежом. Картины уходят, но коллекция — как рука дающего и как душа писателя — не оскудевает, а наоборот, полнится, потому что парность двух великих религий, несущих свет российской земле, дает благодатную духовную сень высоким искусствам. А через живопись, через ее созерцание происходит возрождение утраченного и разделенного. Ибо сказано в Коране: "Разве они не смотрят на землю, сколько Мы произрастили на ней всяких благородных пар?» («Поэты», аят 7)”.

 

Сергей Алиханов, академик РАЕН

 

 

 

"С любви начинается и любовью всё живо в нашем мире. Так и основа любого художественного собрания - это любовь к искусству. Коллекция писателя Рауля Мир-Хайдарова начиналась 40 лет назад с восхищения талантом знакомых художников и озарения влюблённости к увиденным картинам в их мастерских. Покупая работы, Рауль не задумывался о коммерческой ценности произведений неизвестных и ещё не признанных художников. В своё время писатель помог многим молодым авторам сосредоточиться на поисках своего метода и стиля, на создании собственно творческих работ, не размениваясь на ремесленные поделки для потребителей арт-рынков, пусть даже и высокохудожественные, даже сделанные с отменным вкусом и мастерством,. Будущий коллекционер шестым чувством угадывал талантливых мастеров. В его коллекцию попадали только работы, отмеченные мощным творческим импульсом. Свободные эксперименты художников с материалом, техникой мазка, цветовыми сочетаниями приводили его в восторг. Новое, никогда ранее не бывшее в картинах не оставалось без внимания коллекционера. Главное, чтобы картина была заряжена позитивной эмоциональной энергией. Творческое осмысление современными авторами метода, тематики, визуальных размышлений художников прошлого, даже цитирование уже известных произведений всегда встречало поддержку у Рауля Мир-Хайдарова. Недаром многие опытные галеристы и признанные искусствоведы отмечают высокий художественный уровень его коллекции картин. Г.Никич, куратор известных корпоративных и частных коллекций, крупнейший и авторитетнейший искусствовед России, сказал как-то, «листая» пачки полотен, стоящих в минигалерее в доме Мир-Хайдарова, что ряд произведений могут достойно войти в известные музейные собрания. Писатель приносил картины в свой дом, размещал по всем имеющимся стенам, ковровой, сплошной развеской, вводил их в жизнь дома как новых членов, как живых существ. Кому не хватало места на стенах, бережно устанавливал вертикальной стопкой на пол до времени - часа, когда домашняя экспозиция менялась. Произведения, выбранные коллекционером по сердечному трепету, овеянные его любовью, приобретали новое качество. И со временем, как это не парадоксально, художественная ценность их возрастала, подобно выдержанному дорогому коньяку. Владелец коллекции счастлив, когда в его домашнюю галерею приходят гости. Глаза его загораются страстью. Он перебирает картины как нитки жемчуга, как драгоценные камни, вновь и вновь восхищаясь мастерством художников, рассказывает о них забавные или печальные истории. Поглаживая красочный слой полотен ладонью, писатель вглядывается близко-близко в уже давно знакомые мазки, потом отходит поодаль, любуясь совершенством колорита или безупречностью композиции. Бывают особенные времена, когда он вывозит своих «детей» в свет, на персональные выставки художников его собрания. Частная коллекция живописи Рауля Мир-Хайдарова, в которой более двух тысяч картин, широко известна в России и за ее пределами. Оттого выход в свет бывает не только в Москве, но и в дальнем и ближнем зарубежье".

 

Ирина Таратута, искусствовед