Назад

 

Моя первая публикация в «Литературной России»

 

 

Впервые я напечатался в «Литературной России» в марте 1976 года в дни работы 6-го Всесоюзного совещания молодых писателей. Я попал в семинар, которым руководили:  Николай Елисеевич Шундик, Лазарь Викторович Карелин, Майя Ганина и критик Иосиф Гринберг. Наверное, следует упомянуть и о своих товарищах по семинару. Большинство из них состоялось в литературе, а некоторые, как драматург Нина Садур, стали даже знаменитостями. В нашем семинаре участвовали Александр Иванченко, Александр Мурзаков, Анатолий Пшеничный, Марсель Галиев. В делегацию из Узбекистана меня включили в последний момент, по настоянию завтделом культуры ЦК ВЛКСМ поэта Василия Шабанова, хотя к этому времени я уже публиковался в альманахе «Родники», и у меня на выходе была первая книга. Василий Шабанов, прекрасной души человек, занимался творческой молодежью страны, чуть позже он погибнет в Ашхабаде, он успел выпустить только одну поэтическую книгу «Вратарь». О Василии Шабанове я вспомнил не случайно. К тому времени, когда меня включили в список участников, все семинары были укомплектованы, а рукописи молодых раздали писателям за полгода до начала совещания. Шабанов при мне обзванивал руководителей семинаров, но никто брать меня не хотел, это означало - снова читать рукописи, писать заключения. Кто-то предлагал взять меня в свой семинар, но без обсуждения моих работ – на что не шел я. Взял меня Николай Елисеевич Шундик, в то время он работал главным редактором саратовского журнала «Волга». Кстати, таких бездомных, как я, он приютил у себя в семинаре еще шестерых. Семинар открывался через два дня, Шундик был в Москве, жил в гостинице «Россия», куда я и должен был доставить рукописи. Я знал о семинаре еще за год и подготовился серьезно. У меня было отпечатано и переплетено пять комплектов моих рассказов, все первые и вторые экземпляры, тогда ведь компьютеров не было.

Шундик принял меня радушно, но пожурил за неорганизованность. Но, когда я объяснил, что в нашу делегацию включили только представителей титульной нации, он понял ситуацию сразу. Как видите, все началось давно, до горбачевских реформ. Шундик был глубоко интернациональный человек, хотя ныне это слово в хуле. Он отдал 20 лет Чукотке как учитель, там же он сложился как писатель со своей темой. Его роман «Быстроногий олень» в те годы был на слуху или, как говорят нынче, слыл бестселлером.

Николай Елисеевич дал мне телефоны коллег по семинару и попросил завезти им рукописи немедля, если хочу всерьез обсуждаться. Прошло много лет, и я могу сказать, что прочитали всё и внимательно - только двое: Николай Елисеевич и Иосиф Гринберг, я это чувствовал по обсуждению. В первый же день, когда открывался съезд, я попался на глаза Николаю Елисеевичу, он неожиданно обрадовался встрече и сказал: «Вот ты мне и нужен. Отвези, пожалуйста, свой рассказ «Такая долгая зима» с моим предисловием в «Литературную Россию» Галине Васильевне Дробот, я с ней уже переговорил».

Конечно, я пулей вылетел из гостиницы «Юность» и через полчаса был в кабинете Галины Васильевны. Она встретила меня тепло, напоила чаем и провела по редакции. Представляя меня, говорила: «Вот Шундик уверяет, что прислал нам автора на долгие годы». Так оно и случилось, я опубликовал в «Литературной России» четыре рассказа, там же были рецензии на мои книги и упоминания обо мне. Наверное, я бы печатался там чаще, но я стал романистом, написал шесть романов и перешел на страницы толстых журналов. Я сдружился со многими из газеты: Вадимом Дементьевым, Юрием Стефановичем, Андреем Яхонтовым и Андреем Кучаевым. С Галиной Васильевной я часто общался в Домах творчества. Еще несколько слов о Н.Е.Шундике. Он дал мне рекомендацию в СП, опубликовал почти всех своих семинаристов в журнале «Волга», а позже, став секретарем СП СССР, не оставлял всех нас без внимания. Я рад, что оправдал его доверие и не обманул его ожидания.

Могу с твердой уверенностью сказать, что «ЛР» тех лет была трибуной молодых, а точнее - самой емкой площадкой для рассказа. Какие рассказы там печатались! Какие имена! Поистине - цвет советской литературы и, прежде всего, русской.

В 1978 году в «ЛР» я прочитал первый рассказ оренбургского писателя Петра Краснова «Теплынь». Я был очарован слогом, музыкой, ритмикой текста, и хоть запоздало, через 30 лет, пользуясь случаем, повторю свои слова, сказанные в тот же день в большой компании ташкентских писателей: «Я понимаю, что есть Юрий Казаков, застолбивший место кудесника слова, но прямым наследником своего учителя И.А.Бунина считаю только молодого человека по фамилии Краснов, сегодня опубликовавшего в «ЛР» свой первый рассказ».

Я всегда много читал, выписывал значимые журналы и убежден, никто и никогда не начинал так ярко, как Петр Краснов, которого в литературу благословила, как и меня, «ЛР». Я не ошибся, Краснов состоялся как один из крупнейших русских писателей ХХ века, жаль, что он достиг вершин к тому времени, когда рухнуло государство, и литература потеряла свое место в жизни народа, страны.

Несколько слов о И.А.Бунине. Последние годы, когда я бываю на Лазурном берегу, я всегда отправляюсь с супругой в Граас к Бунину. Найти виллу «Бельведер», где Иван Алексеевич прожил много лет, поверьте, нелегко. Но я нашел. Рядом с виллой, чуть выше, в пяти минутах ходьбы, находится небольшой уютный парк, где Бунин бывал часто. Там есть огромный дуб, как говорят старожилы, ему 200-300 лет, и Бунин часто сиживал возле этого великана. Несколько лет назад, русский врач по фамилии Габриэль Симонов, нынешний владелец виллы «Бельведер», председатель общества поклонников Бунина во Франции, поставил в этом парке, на свои средства, скромный памятник любимому писателю. Снимок этого памятника я предлагаю читателям «ЛР». Как сказал Габриэль Симонов: «Лазурный берег кишит русскими, но здесь, у Бунина, они бывают редко». Грустно.

Каждый раз, когда я приношу к памятнику цветы, невольно вспоминаю Петра Краснова, самого яркого продолжателя традиций великого писателя. И цветы я мысленно кладу не только от своего имени, но и от имени Петра Краснова, земляка, потому что я сам происхожу из оренбургских татар.

В дни юбилея газеты, открывшей мне дорогу в литературу, я желаю ей держаться, несмотря ни на какие трудности. Время литературы обязательно придет, вернется. Россия без литературы, без поэзии – нонсенс.

 

С уважением, Рауль Мир-Хайдаров

Заслуженный деятель искусств, лауреат премии МВД

Назад