Моя первая публикация в «Литературной
России»
Впервые я напечатался в «Литературной
России» в марте 1976 года в дни работы 6-го Всесоюзного совещания молодых
писателей. Я попал в семинар, которым руководили: Николай Елисеевич Шундик,
Лазарь Викторович Карелин, Майя Ганина и критик Иосиф Гринберг. Наверное,
следует упомянуть и о своих товарищах по семинару. Большинство из них
состоялось в литературе, а некоторые, как драматург Нина Садур,
стали даже знаменитостями. В нашем семинаре участвовали Александр Иванченко,
Александр Мурзаков, Анатолий Пшеничный, Марсель Галиев. В делегацию из Узбекистана меня включили в
последний момент, по настоянию зав.отделом культуры ЦК
ВЛКСМ поэта Василия Шабанова, хотя к этому времени я уже публиковался в
альманахе «Родники», и у меня на выходе была первая книга. Василий Шабанов,
прекрасной души человек, занимался творческой молодежью страны, чуть позже он
погибнет в Ашхабаде, он успел выпустить только одну поэтическую книгу «Вратарь».
О Василии Шабанове я вспомнил не случайно. К тому времени, когда меня включили
в список участников, все семинары были укомплектованы, а рукописи молодых
раздали писателям за полгода до начала совещания. Шабанов при мне обзванивал
руководителей семинаров, но никто брать меня не хотел, это означало - снова
читать рукописи, писать заключения. Кто-то предлагал взять меня в свой семинар,
но без обсуждения моих работ – на что не шел я. Взял меня Николай Елисеевич Шундик, в то время он работал
главным редактором саратовского журнала «Волга». Кстати, таких бездомных, как
я, он приютил у себя в семинаре еще шестерых. Семинар открывался через два дня,
Шундик был в Москве, жил в гостинице «Россия», куда я
и должен был доставить рукописи. Я знал о семинаре еще за год и подготовился
серьезно. У меня было отпечатано и переплетено пять комплектов моих рассказов,
все первые и вторые экземпляры, тогда ведь компьютеров не было.
Шундик принял меня радушно, но пожурил за
неорганизованность. Но, когда я объяснил, что в нашу делегацию включили только
представителей титульной нации, он понял ситуацию сразу. Как видите, все
началось давно, до горбачевских реформ. Шундик был
глубоко интернациональный человек, хотя ныне это слово в хуле. Он отдал 20 лет
Чукотке как учитель, там же он сложился как писатель со своей темой. Его роман
«Быстроногий олень» в те годы был на слуху или, как говорят нынче, слыл
бестселлером.
Николай Елисеевич дал мне телефоны
коллег по семинару и попросил завезти им рукописи немедля, если хочу всерьез
обсуждаться. Прошло много лет, и я могу сказать, что прочитали всё и
внимательно - только двое: Николай Елисеевич и Иосиф Гринберг, я это чувствовал
по обсуждению. В первый же день, когда открывался съезд, я попался на глаза
Николаю Елисеевичу, он неожиданно обрадовался встрече и сказал: «Вот ты мне и
нужен. Отвези, пожалуйста, свой рассказ «Такая долгая зима» с моим предисловием
в «Литературную Россию» Галине Васильевне Дробот, я с
ней уже переговорил».
Конечно, я пулей вылетел из гостиницы
«Юность» и через полчаса был в кабинете Галины Васильевны. Она встретила меня
тепло, напоила чаем и провела по редакции. Представляя меня, говорила: «Вот Шундик уверяет, что прислал нам автора на долгие годы». Так
оно и случилось, я опубликовал в «Литературной России» четыре рассказа, там же
были рецензии на мои книги и упоминания обо мне. Наверное, я бы печатался там
чаще, но я стал романистом, написал шесть романов и перешел на страницы толстых
журналов. Я сдружился со многими из газеты: Вадимом Дементьевым, Юрием
Стефановичем, Андреем Яхонтовым и Андреем Кучаевым. С
Галиной Васильевной я часто общался в Домах творчества. Еще несколько слов о Н.Е.Шундике. Он дал мне рекомендацию в СП, опубликовал
почти всех своих семинаристов в журнале «Волга», а позже, став секретарем СП
СССР, не оставлял всех нас без внимания. Я рад, что оправдал его доверие и не
обманул его ожидания.
Могу с твердой уверенностью сказать,
что «ЛР» тех лет была трибуной молодых, а точнее - самой емкой площадкой для
рассказа. Какие рассказы там печатались! Какие имена! Поистине - цвет советской
литературы и, прежде всего, русской.
В 1978 году в «ЛР» я прочитал первый
рассказ оренбургского писателя Петра Краснова «Теплынь». Я был очарован слогом,
музыкой, ритмикой текста, и хоть запоздало, через 30 лет, пользуясь
случаем, повторю свои слова, сказанные в тот же день в большой компании
ташкентских писателей: «Я понимаю, что есть Юрий Казаков, застолбивший место
кудесника слова, но прямым наследником своего учителя И.А.Бунина считаю только
молодого человека по фамилии Краснов, сегодня опубликовавшего в «ЛР» свой
первый рассказ».
Я всегда много читал, выписывал
значимые журналы и убежден, никто и никогда не начинал так ярко, как Петр
Краснов, которого в литературу благословила, как и меня, «ЛР». Я не ошибся,
Краснов состоялся как один из крупнейших русских писателей ХХ века, жаль, что
он достиг вершин к тому времени, когда рухнуло государство, и литература
потеряла свое место в жизни народа, страны.
Несколько слов о И.А.Бунине. Последние
годы, когда я бываю на Лазурном берегу, я всегда отправляюсь с супругой в Граас к Бунину. Найти виллу «Бельведер», где Иван
Алексеевич прожил много лет, поверьте, нелегко. Но я нашел. Рядом с виллой,
чуть выше, в пяти минутах ходьбы, находится небольшой уютный парк, где Бунин
бывал часто. Там есть огромный дуб, как говорят старожилы, ему 200-300 лет, и
Бунин часто сиживал возле этого великана. Несколько лет назад, русский врач по
фамилии Габриэль Симонов, нынешний владелец виллы
«Бельведер», председатель общества поклонников Бунина во Франции, поставил в
этом парке, на свои средства, скромный памятник любимому писателю. Снимок этого
памятника я предлагаю читателям «ЛР». Как сказал Габриэль
Симонов: «Лазурный берег кишит русскими, но здесь, у Бунина, они бывают редко».
Грустно.
Каждый раз, когда я приношу к памятнику
цветы, невольно вспоминаю Петра Краснова, самого яркого продолжателя традиций
великого писателя. И цветы я мысленно кладу не только от своего имени, но и от
имени Петра Краснова, земляка, потому что я сам происхожу из оренбургских
татар.
В дни юбилея газеты, открывшей мне
дорогу в литературу, я желаю ей держаться, несмотря ни на какие трудности.
Время литературы обязательно придет, вернется. Россия без литературы, без
поэзии – нонсенс.
С уважением, Рауль Мир-Хайдаров
Заслуженный деятель
искусств, лауреат премии МВД