Мои дороги ведут
всегда в Мартук
Эксклюзивное интервью Рауля
Мир-Хайдаровадля мартукской газеты в преддверии юбилея.
Где б я ни
был, в каких краях,
Все дороги
ведут в Мартук.
Это родина,
боль моя,
Это прошлого
чуткий стук.
Если худо -
подай мне знак,
Чем могу,
помогу в беде.
Если я попаду
во мрак,
Мой Мартук,
возвращусь к тебе.
Сагидаш Зулкарнаева
– Уважаемый Рауль Мирсаидович, в ноябре
вам исполняется 75 лет, в связи с этим я бы хотела взять интервью у вас для
мартучан. Когда к вам пришло осознание того, что вы стали писателем?
–Наверное,тогда, когда в 30 лет, на
спор с известным кинорежиссером, написал за два дня рассказ «Полустанок
Самсона», который сразу был опубликован в московском альманахе «Родники». Но до
этого я лет с восемнадцати близко общался с творческими людьми: писателями,
музыкантами, артистами, балетными танцовщиками и балетмейстерами, художниками,
«непризнанными» философами, журналистами. Те, кто в ту пору не знали меня лично,
думали, что я тоже из этой среды. Этому кругу людей я был близок и духовно, и эстетически,
вот они не удивились, когда у меня стали появляться публикации в журналах,
записи на радио, книги.
- Выпишете только прозу?
- Проза многогранна – рассказы,
повести, романы, эссе, мемуары. В литературе много жанров, я не писал только
стихи и пьесы, хотя пьесы по моим произведениям есть, есть и стихи… но
посвящённые мне. Но меня аттестуют,
прежде всего, как романиста, у меня шесть романов, которые на сегодня изданы 73
раза.
В молодости, до прозы, я писал футбольные
и театральные обозрения, писал о джазовых оркестрах и балете – писал о том, что
любил, знал, но к литературе это не имело никакого отношения. Позже, зрелым
писателем, я писал литературные портреты писателей – Мустая Карима, Мусы Гали,
Роллана Сейсенбаева, Валентина Катаева, Евгения Рейна, Григория Бакланова,
Виктора Гофмана. Создал литературные портреты моих земляков: Е. Ажибаева,
Саин-агая Шинтасова, выдающегося юриста Ирана Амировича Амирова, даже написал
большую книгу об Е. Н. Сагиндикове, легендарном человеке – знаменитом боксёре,
хозяйственнике, политике. Это в его бытность мэром Актобегород приобрёл
европейский лоск, даже футбольная команда трижды становилась чемпионом
Казахстана! Удивительной мощи, культуры, образованности человек! Возможно, к
этой фигуре я вернусь в художественном произведении или напишу киносценарий о
его судьбе и высочайших взлетах.
– Что вы любите ещё, кроме литературы?
–О! Я многое в жизни люблю – люблю
путешествовать, люблю музеи, картинные галереи. Люблю музыку, теперь больше
классическую, люблю хорошие голоса, и в опере, и на эстраде. Страстный
футбольный болельщик, люблю живопись, которую собираю 55 лет.
Люблю застолья, раньше любил грузинские,
теперь казахские, на пиру люди лучше раскрываются. Как бы иначе я мог узнать,
что бывший мартукский, а позже и областной судья, Сиражетдин Барышев, имеет
прекрасный оперный голос, обладает композиторским талантом, пишет песни и сам
исполняет их под гитару. Высокий музыкальный талант! Гуляйте чаще с интересными
людьми! Хорошие, интересные застольядольше всего остаются в памяти, они греют
душу на закате жизни.
До сих пор много читаю, по-прежнему
очарован поэзией – в хорошей поэзии есть не только пророческие предвидения, но
и ответы на все вопросы жизни, бытия. Каждое поколение обязательно рождает
своих поэтов, иногда многих, а иногда – единицы. В последнее время открыл для
себя и мируталант Сагидаш Зулкарнаевой −гениальная поэтесса, сейчас занимаюсь
устройством её литературной судьбы. Жаль, что её талантом, повторюсь – редчайшим,
не заинтересовалась ни одна инстанция в её родном по крови Казахстане. Жаль,
грустно.
К писательству вряд ли подходит слово –
люблю, это тяжкий труд. В лучшие годы я сидел за столом и по 14, и по 15 часов,
иногдаи засыпал за столом. Можно сказать, что во время работы над романом
отменяется вся жизнь. Прогулял день-два, нужно три дня, чтобы вписаться в ритм.
Писательство, на мой взгляд, это жизненныйудел. Я всегда хотел выразить свое
отношение к окружающему меня миру, к событиям в стране, родным местам. Сказать
о том, что люблю и что ненавижу.
Нашему Мартуку всего 108 лет, но уже
мало кто помнит даже 60-70-ые годы, аесли и помнит, то только себя в этом
времени – вот где разница между писателем и обывателем.
Я рад, что оказался летописцем Мартука,
запечатлел в своих книгах почти всех достойных мартучан, которых знал с
детства. Только живя в маленьких местечках, можно проследить жизнь человека,
его семьи, его предков. Сегодня можно сказать, что я прописал в мировой
литературе Мартук, Актобе. Набери в Интернете «Мир-Хайдаров» в любом уголке
планеты, и обязательно рядом появятся Мартук, Актобе.
– Что нужно, чтобы стать писателем?
–Талант, культура, характер, хорошее
образование, трудолюбие, начитанность, принципиальность, а для прозы необходимо
ещё и высочайшаяорганизованность и жизненный опыт – я 20 лет проработал в «Спецмонтаже»
и объездил страну вдоль и поперёк.
– Как вы относитесь к творчеству
молодых? К писателям-фантастам?
–Сегодня молодых писателей мало, все
рвутся в бизнес, мечтают стать миллионерами. Да и откуда им взяться, молодым
писателям, еслимолодежь не читает книг? К писательскому труду надо готовиться,
я свой первый рассказ «Полустанок Самсона»написал в 30 лет. Но к этому времени
я прочитал тонны книг,сотни километров поэтических строк, знал десятки
лирических стихотворений наизусть, что всегда очаровывало юных красавиц. В 25
лет меня в Ташкенте совсем не простые люди называли – ходячей энциклопедией,
для молодых – это как Google сегодня. К этому возрасту я ознакомился со всеми
известными музеями Москвы и Ленинграда, просмотрел десятки спектаклей в
«Современнике», «Таганке», «МХАТе», не говоря уже о театрах Ташкента. Имел
богатую фонотеку с джазовой и эстрадной музыкой,этой музыкой я делился с братьями
в Мартуке. Дружил со многими творческими людьми. Вот с таким багажом я входил в
литературу. Фантастику я не читаю.
–Чтобы вы порекомендовали прочитать
молодёжи?
– Молодёжь сегодня мало читает, это
большая беда для них самих, а ещё больше для их будущих детей. Если так пойдёт и
дальше, появится малограмотное, «глухонемое» поколение. Только чтение формирует
грамотную речь и письменность. О чем могут говорить между собой люди, не
читающие книги? Чем они будут интересны окружающим, друзьям, любимым? Разве нечитающие
родители будут читать сказки своим детям? Да это им и в голову не придёт,
несчастные дети.В отрочестве надо прочитать книги, открывающие мир, его
историю, культуру. Есть десятки мировых шедевров, написанных специально для
них: о пиратах, мушкетерах, путешествиях, великих военных походах и морских
сражениях и так далее. После этих книг понимаешь – где добро, где зло. Узнаешь,
что такое дружба, верность, честь, мужество.
О том, что я любил читать, какие книги
повлияли на мои вкусы, мировоззрение написано во многих моих романах, мемуарах,
интервью. Кому интересно, пусть зайдут на мой сайтwww.mraul.ru, могут читать
или скачивать, у меня бесплатно.Этот совет уместен и для учителей литературы в
школах, в том, что дети не читают, есть вина не только родителей, но и
учителей. Кстати, в Мартуке – прекрасные библиотеки, и книг, достойных
внимания, много. Там работают люди, любящие и знающие свое дело, они подскажут,
какие книги надо читать. Я подарил часть личной библиотеки, собранной за 30 лет
в Ташкенте, Мартуку и Жайсану, там есть все мои изданные книги, которые я в
течение 40 лет дарю родной библиотеке, где в детстве был заметным читателем. Давая
мне характеристику в 1956-м году для поступления в техникум, где сегодня висит
памятная доска в мою честь, как выпускнику этого заведения, написано – «прочитал
почти всю детскую библиотеку района». Такая справка сейчас кажется
фантастической.
– Как рождается литературный сюжет?
–У меня сюжет рождается только от
знания жизни, я не сочиняю, я пишу только то, что хорошо знаю, видел, испытал в
жизни. Могу признаться землякам, что почти в каждом произведении есть часть
моей жизни, моей биографии, в них отражены судьбы моих близких друзей, людей,
которых любил, жалел или ненавидел, презирал.
– Над чем работаете сегодня?
–Недавно я закончил мемуары «Вот и всё…
я пишу вам с вокзала», теперь задумал новый цикл «Размышления у края жизни». У
него такой подзаголовок – то, что не вошло в десятки романов, повестей,
рассказов, эссе, интервью и даже не поместилось в тысячестраничных мемуарах.
Новые рассказы из этого цикла я уже опубликовал в вашей газете, вы первыми
напечатали: «Случайно встреченный», «И как только её татары пьют», «Венеция и
цветы из Ниццы» и «Помню, чту, горжусь». Первая публикация в районной газете–
это дань уважения к Мартуку, землякам. Я стараюсь поддерживать в Мартуке не
только вашу газету, но и многое другое – то, на что у меня хватает сил и
средств: школы и библиотеки, музей, мечеть.
– Вы много путешествуете по миру,
вспоминаете ли вы в далёких странах Мартук, скучаете ли по нему?
–Да, последние 25 лет я много
путешествую, хочу успеть увидеть то, о чём мечтал в юности. В мире много
красивых стран, уютных, комфортных городов с удивительной архитектурой,
культурой, великими музеями, с великой историей. Но… каждый год, где бы я ни
путешествовал, я два-три раза бываю в Мартуке. Я знаю, что большинство
мартучан, когда-то уехавших, не бывают на родине годами, десятилетиями, даже
имея там друзей, родственников, я уже не говорю о том, что они не вспоминают о
школе и о могилах предков. Признаюсь, я часто спрашиваю у многих людей, как
звали его первую учительницу –и многие, к сожалению, не помнят. Может он и
хороший человек, но для меня он человек с червоточиной в душе. И тот, кто
забывает родину, тоже меня настораживает, не располагает душевно. У меня есть
повесть «Мартук – пристань души моей», там подробно описаны мои отношения с
Мартуком.
У меня казахская ментальность,
выражающаясяотношением к родным местам, землякам, родственникам, старикам. Мне
дороги родные края, для меня дороги не только могилы родных, но и земляков.
Местный мулла Зияутдин-хазрат подтвердит, что каждый приезд я обхожу могилы не
только своих родственников, но и соседей, друзей и всегда заказываю молебен.В
последний раз большой молебен был прочитан муллой в память Гайфуллиных, чья семья
упокоена в одном месте. Я дружил с Рашатом –красавцем баянистом, футболистом.
Его сгубила водка, сгубила она и двух его братьев. Я люблю общаться в Мартуке с
людьми, знавшими меня – это совсем другой вид общения, но, чтобы понять это,
нужно прожить долгую жизнь.
Скоро у меня юбилей. Конечно, кроме
Москвы, Казани, Ташкента он будет проходить и в Мартуке, Актобе. Я бы очень
хотел видеть на торжественном вечере не только молодёжь, но и взрослых, тех,
ктознает меня, помнит. Пользуясь случаем, советую посетить мартукский музей –
его я создавал для вас, дорогие земляки – ваших детей, внуков, там есть на что
посмотреть. Все свои силы и финансовые возможности я отдал на обустройство
этого музея и еще двух школьных музеев. В музее я собрал восемь огромных
альбомов с фотографиями, посмотрите, полистайте. Многие найдут там себя, своих
друзей, свое время. Музею в этом году исполнится 20 лет, и 20 лет я пополнял и
пополняю его экспонатами, не только как память о себе, а
прежде всего о Мартуке, о его жителях.
Я знаю, как оценивают мартучане мои книги, мою
любовь к Мартуку, мои частые визиты на родину, да и читатели отовсюду пишут мне
не о городах, где я бывал, а, прочитав мои воспоминания, пишут о Мартуке, как о
далёком и счастливом уголке на земле – пишут: « Эх, заглянуть бы хоть раз в ваш
Мартук, встретиться с его людьми, пройтись по его улицам, побывать на станции,
некогда жизненно важной для мартучан, заглянуть в парк, где прошла ваша юность,
побродить по берегам Илека, увидеть в заречной степи море тюльпанов, встретиться
с вашими героями: Халиковыми, Бектимировыми, Вуккертами, Палий, которых вы
любили и с такой нежностью описываете, и даже через 50 лет помните первую
любовь своих друзей – Колоса, Герасименко, Тутова, Твердохлеба, Валиева,
Штайгера, Бутко, Парамонова. Пишете о красавицах тех лет: Вале Панченко, Гале
Пономаренко, Алле Шалаевой, Нале Ермоланской, Ирочке Варкентин».
Вот такая реакция у моих читателей, им
тоже полюбился мой Мартук, его жители.
И хотя я часто в пути,новседорогимоей
души ведут в Мартук.
интервью провела Елена
Онисько
10 августа 2016г., Москва