Назад

 

 

Мои дороги ведут всегда в Мартук

 

Эксклюзивное интервью Рауля Мир-Хайдаровадля мартукской газеты в преддверии юбилея.

 

 

Где б я ни был, в каких краях,

Все дороги ведут в Мартук.

Это родина, боль моя,

Это прошлого чуткий стук.

Если худо - подай мне знак,

Чем могу, помогу в беде.

Если я попаду во мрак,

Мой Мартук, возвращусь к тебе.

Сагидаш Зулкарнаева

 

 

– Уважаемый Рауль Мирсаидович, в ноябре вам исполняется 75 лет, в связи с этим я бы хотела взять интервью у вас для мартучан. Когда к вам пришло осознание того, что вы стали писателем?

–Наверное,тогда, когда в 30 лет, на спор с известным кинорежиссером, написал за два дня рассказ «Полустанок Самсона», который сразу был опубликован в московском альманахе «Родники». Но до этого я лет с восемнадцати близко общался с творческими людьми: писателями, музыкантами, артистами, балетными танцовщиками и балетмейстерами, художниками, «непризнанными» философами, журналистами. Те, кто в ту пору не знали меня лично, думали, что я тоже из этой среды. Этому кругу людей я был близок и духовно, и эстетически, вот они не удивились, когда у меня стали появляться публикации в журналах, записи на радио, книги.      

- Выпишете только прозу?

- Проза многогранна – рассказы, повести, романы, эссе, мемуары. В литературе много жанров, я не писал только стихи и пьесы, хотя пьесы по моим произведениям есть, есть и стихи… но посвящённые мне.  Но меня аттестуют, прежде всего, как романиста, у меня шесть романов, которые на сегодня изданы 73 раза.

В молодости, до прозы, я писал футбольные и театральные обозрения, писал о джазовых оркестрах и балете – писал о том, что любил, знал, но к литературе это не имело никакого отношения. Позже, зрелым писателем, я писал литературные портреты писателей – Мустая Карима, Мусы Гали, Роллана Сейсенбаева, Валентина Катаева, Евгения Рейна, Григория Бакланова, Виктора Гофмана. Создал литературные портреты моих земляков: Е. Ажибаева, Саин-агая Шинтасова, выдающегося юриста Ирана Амировича Амирова, даже написал большую книгу об Е. Н. Сагиндикове, легендарном человеке – знаменитом боксёре, хозяйственнике, политике. Это в его бытность мэром Актобегород приобрёл европейский лоск, даже футбольная команда трижды становилась чемпионом Казахстана! Удивительной мощи, культуры, образованности человек! Возможно, к этой фигуре я вернусь в художественном произведении или напишу киносценарий о его судьбе и высочайших взлетах.

– Что вы любите ещё, кроме литературы?

–О! Я многое в жизни люблю – люблю путешествовать, люблю музеи, картинные галереи. Люблю музыку, теперь больше классическую, люблю хорошие голоса, и в опере, и на эстраде. Страстный футбольный болельщик, люблю живопись, которую собираю 55 лет.

Люблю застолья, раньше любил грузинские, теперь казахские, на пиру люди лучше раскрываются. Как бы иначе я мог узнать, что бывший мартукский, а позже и областной судья, Сиражетдин Барышев, имеет прекрасный оперный голос, обладает композиторским талантом, пишет песни и сам исполняет их под гитару. Высокий музыкальный талант! Гуляйте чаще с интересными людьми! Хорошие, интересные застольядольше всего остаются в памяти, они греют душу на закате жизни.

До сих пор много читаю, по-прежнему очарован поэзией – в хорошей поэзии есть не только пророческие предвидения, но и ответы на все вопросы жизни, бытия. Каждое поколение обязательно рождает своих поэтов, иногда многих, а иногда – единицы. В последнее время открыл для себя и мируталант Сагидаш Зулкарнаевой −гениальная поэтесса, сейчас занимаюсь устройством её литературной судьбы. Жаль, что её талантом, повторюсь – редчайшим, не заинтересовалась ни одна инстанция в её родном по крови Казахстане. Жаль, грустно.

К писательству вряд ли подходит слово – люблю, это тяжкий труд. В лучшие годы я сидел за столом и по 14, и по 15 часов, иногдаи засыпал за столом. Можно сказать, что во время работы над романом отменяется вся жизнь. Прогулял день-два, нужно три дня, чтобы вписаться в ритм. Писательство, на мой взгляд, это жизненныйудел. Я всегда хотел выразить свое отношение к окружающему меня миру, к событиям в стране, родным местам. Сказать о том, что люблю и что ненавижу.

Нашему Мартуку всего 108 лет, но уже мало кто помнит даже 60-70-ые годы, аесли и помнит, то только себя в этом времени – вот где разница между писателем и обывателем.

Я рад, что оказался летописцем Мартука, запечатлел в своих книгах почти всех достойных мартучан, которых знал с детства. Только живя в маленьких местечках, можно проследить жизнь человека, его семьи, его предков. Сегодня можно сказать, что я прописал в мировой литературе Мартук, Актобе. Набери в Интернете «Мир-Хайдаров» в любом уголке планеты, и обязательно рядом появятся Мартук, Актобе.

– Что нужно, чтобы стать писателем?

–Талант, культура, характер, хорошее образование, трудолюбие, начитанность, принципиальность, а для прозы необходимо ещё и высочайшаяорганизованность и жизненный опыт – я 20 лет проработал в «Спецмонтаже» и объездил страну вдоль и поперёк.

– Как вы относитесь к творчеству молодых? К писателям-фантастам?

–Сегодня молодых писателей мало, все рвутся в бизнес, мечтают стать миллионерами. Да и откуда им взяться, молодым писателям, еслимолодежь не читает книг? К писательскому труду надо готовиться, я свой первый рассказ «Полустанок Самсона»написал в 30 лет. Но к этому времени я прочитал тонны книг,сотни километров поэтических строк, знал десятки лирических стихотворений наизусть, что всегда очаровывало юных красавиц. В 25 лет меня в Ташкенте совсем не простые люди называли – ходячей энциклопедией, для молодых – это как Google сегодня. К этому возрасту я ознакомился со всеми известными музеями Москвы и Ленинграда, просмотрел десятки спектаклей в «Современнике», «Таганке», «МХАТе», не говоря уже о театрах Ташкента. Имел богатую фонотеку с джазовой и эстрадной музыкой,этой музыкой я делился с братьями в Мартуке. Дружил со многими творческими людьми. Вот с таким багажом я входил в литературу. Фантастику я не читаю.

–Чтобы вы порекомендовали прочитать молодёжи?

– Молодёжь сегодня мало читает, это большая беда для них самих, а ещё больше для их будущих детей. Если так пойдёт и дальше, появится малограмотное, «глухонемое» поколение. Только чтение формирует грамотную речь и письменность. О чем могут говорить между собой люди, не читающие книги? Чем они будут интересны окружающим, друзьям, любимым? Разве нечитающие родители будут читать сказки своим детям? Да это им и в голову не придёт, несчастные дети.В отрочестве надо прочитать книги, открывающие мир, его историю, культуру. Есть десятки мировых шедевров, написанных специально для них: о пиратах, мушкетерах, путешествиях, великих военных походах и морских сражениях и так далее. После этих книг понимаешь – где добро, где зло. Узнаешь, что такое дружба, верность, честь, мужество. 

О том, что я любил читать, какие книги повлияли на мои вкусы, мировоззрение написано во многих моих романах, мемуарах, интервью. Кому интересно, пусть зайдут на мой сайтwww.mraul.ru, могут читать или скачивать, у меня бесплатно.Этот совет уместен и для учителей литературы в школах, в том, что дети не читают, есть вина не только родителей, но и учителей. Кстати, в Мартуке – прекрасные библиотеки, и книг, достойных внимания, много. Там работают люди, любящие и знающие свое дело, они подскажут, какие книги надо читать. Я подарил часть личной библиотеки, собранной за 30 лет в Ташкенте, Мартуку и Жайсану, там есть все мои изданные книги, которые я в течение 40 лет дарю родной библиотеке, где в детстве был заметным читателем. Давая мне характеристику в 1956-м году для поступления в техникум, где сегодня висит памятная доска в мою честь, как выпускнику этого заведения, написано – «прочитал почти всю детскую библиотеку района». Такая справка сейчас кажется фантастической.

– Как рождается литературный сюжет?

–У меня сюжет рождается только от знания жизни, я не сочиняю, я пишу только то, что хорошо знаю, видел, испытал в жизни. Могу признаться землякам, что почти в каждом произведении есть часть моей жизни, моей биографии, в них отражены судьбы моих близких друзей, людей, которых любил, жалел или ненавидел, презирал.

– Над чем работаете сегодня?

–Недавно я закончил мемуары «Вот и всё… я пишу вам с вокзала», теперь задумал новый цикл «Размышления у края жизни». У него такой подзаголовок – то, что не вошло в десятки романов, повестей, рассказов, эссе, интервью и даже не поместилось в тысячестраничных мемуарах. Новые рассказы из этого цикла я уже опубликовал в вашей газете, вы первыми напечатали: «Случайно встреченный», «И как только её татары пьют», «Венеция и цветы из Ниццы» и «Помню, чту, горжусь». Первая публикация в районной газете– это дань уважения к Мартуку, землякам. Я стараюсь поддерживать в Мартуке не только вашу газету, но и многое другое – то, на что у меня хватает сил и средств: школы и библиотеки, музей, мечеть.

– Вы много путешествуете по миру, вспоминаете ли вы в далёких странах Мартук, скучаете ли по нему?

–Да, последние 25 лет я много путешествую, хочу успеть увидеть то, о чём мечтал в юности. В мире много красивых стран, уютных, комфортных городов с удивительной архитектурой, культурой, великими музеями, с великой историей. Но… каждый год, где бы я ни путешествовал, я два-три раза бываю в Мартуке. Я знаю, что большинство мартучан, когда-то уехавших, не бывают на родине годами, десятилетиями, даже имея там друзей, родственников, я уже не говорю о том, что они не вспоминают о школе и о могилах предков. Признаюсь, я часто спрашиваю у многих людей, как звали его первую учительницу –и многие, к сожалению, не помнят. Может он и хороший человек, но для меня он человек с червоточиной в душе. И тот, кто забывает родину, тоже меня настораживает, не располагает душевно. У меня есть повесть «Мартук – пристань души моей», там подробно описаны мои отношения с Мартуком.

У меня казахская ментальность, выражающаясяотношением к родным местам, землякам, родственникам, старикам. Мне дороги родные края, для меня дороги не только могилы родных, но и земляков. Местный мулла Зияутдин-хазрат подтвердит, что каждый приезд я обхожу могилы не только своих родственников, но и соседей, друзей и всегда заказываю молебен.В последний раз большой молебен был прочитан муллой в память Гайфуллиных, чья семья упокоена в одном месте. Я дружил с Рашатом –красавцем баянистом, футболистом. Его сгубила водка, сгубила она и двух его братьев. Я люблю общаться в Мартуке с людьми, знавшими меня – это совсем другой вид общения, но, чтобы понять это, нужно прожить долгую жизнь.

Скоро у меня юбилей. Конечно, кроме Москвы, Казани, Ташкента он будет проходить и в Мартуке, Актобе. Я бы очень хотел видеть на торжественном вечере не только молодёжь, но и взрослых, тех, ктознает меня, помнит. Пользуясь случаем, советую посетить мартукский музей – его я создавал для вас, дорогие земляки – ваших детей, внуков, там есть на что посмотреть. Все свои силы и финансовые возможности я отдал на обустройство этого музея и еще двух школьных музеев. В музее я собрал восемь огромных альбомов с фотографиями, посмотрите, полистайте. Многие найдут там себя, своих друзей, свое время. Музею в этом году исполнится 20 лет, и 20 лет я пополнял и пополняю его   экспонатами, не только как память о себе, а прежде всего о Мартуке, о его жителях.

 Я знаю, как оценивают мартучане мои книги, мою любовь к Мартуку, мои частые визиты на родину, да и читатели отовсюду пишут мне не о городах, где я бывал, а, прочитав мои воспоминания, пишут о Мартуке, как о далёком и счастливом уголке на земле – пишут: « Эх, заглянуть бы хоть раз в ваш Мартук, встретиться с его людьми, пройтись по его улицам, побывать на станции, некогда жизненно важной для мартучан, заглянуть в парк, где прошла ваша юность, побродить по берегам Илека, увидеть в заречной степи море тюльпанов, встретиться с вашими героями: Халиковыми, Бектимировыми, Вуккертами, Палий, которых вы любили и с такой нежностью описываете, и даже через 50 лет помните первую любовь своих друзей – Колоса, Герасименко, Тутова, Твердохлеба, Валиева, Штайгера, Бутко, Парамонова. Пишете о красавицах тех лет: Вале Панченко, Гале Пономаренко, Алле Шалаевой, Нале Ермоланской, Ирочке Варкентин».

Вот такая реакция у моих читателей, им тоже полюбился мой Мартук, его жители.

И хотя я часто в пути,новседорогимоей души ведут в Мартук.

 

интервью провела Елена Онисько

10 августа 2016г., Москва

 

 

Назад