Рауль Мир-Хайдаров
Ромка-Курятник
глава из мемуаров «Вот и все…я пишу вам с вокзала»
У судьбы не бывает промашек.
Год
1964-ый – я уже третий год живу в Ташкенте. Перед матчами любимого «Пахтакора» мы
с друзьями собираемся по традиции в баре ресторана «Ташкент», от которого до
стадиона десять минут ходьбы, мимо прекрасного сквера Гагарина, раскинувшегося
вдоль текущей с ледниковых гор реки Анхор.
Бар
в отеле не имеет свободного доступа, проход через гостиницу, где дежурят
вальяжные швейцары в шитых золотом мундирах, и через ресторан, где на входе
стоят бесцеремонные вышибалы. Но Ибрагим Юсупов −балетмейстер и
Нариман-аптекарь, о которых, в свой черед, еще много будет сказано, тут свои
люди, завсегдатаи. Для них любезно распахиваются в Ташкенте любые двери. За
столом мы пока втроем, перед нами изящная хрустальная ваза с фисташками и две
охлажденные бутылки белого сухого вина «Баян-Ширей», вино только пригубили,
дожидаемся запаздывающих друзей. Ибрагим, как всегда, азартно жестикулируя,
рассказывает о предстоящей премьере балета на музыку композитора Кара-Караева
«Тропою грома».
В
это время со стороны ресторана в бар вбегает высокий юноша лет восемнадцати, в
кепи-аэродроме, в ярких голубых брюках и пестрой, навыпуск, рубашке и плюхается
в глубокое кожаное кресло у нас за столом. Одним движением руки он срывает с
головы свое модное кепи и бросает его под стол, и тут же, без суеты, берет
бутылку, наполняет стоящий перед ним чужой пустой бокал, и разворачивается к Ибрагиму
лицом – весь внимание, уважение. Все это незваный юный гость проделал за
секунды, с блеском, артистично, никто со стороны, даже если бы и видел, не
подумал, что за столом появился чужак. Ибрагим, не изменяя тональности,
продолжает рассказывать о грядущей премьере. Не прошло и пяти минут, как юноша
встал, поблагодарил за вино, и очень галантно раскланявшись, не спеша, покинул бар,
но уже через гостиницу.
Я
спросил – кто это? Ибрагим, не желая отвлекаться от любимой темы, обронил:
Ромка – Курятник, у него сестра такая красавица! Но тут подошли запоздавшие
друзья, и продолжение разговора о Ромке-Курятнике и о балете Кара-Караева не
получилось – футбол торопил.
Чуть
позже я несколько раз встречал этого юношу из известной еврейской семьи с
набриолиненным коком у кинотеатров «Искра» и «Молодая гвардия», украшавших
ташкентский Бродвей, там всегда тусовалась «золотая» молодежь столицы. Но даже
среди элитной толпы Ромка-Курятник выделялся – рослый не по годам, одетый с
вызывающей яркостью, с нескрываемой надменностью к окружающим на лице.
После
печального землетрясения в Ташкенте не стало ни Бродвея, ни «Искры», и я больше
никогда не встречал его в своей жизни и даже не слышал – Ромка-Курятник… Чтобы
это означало? И почему он тогда бесцеремонно ввалился к нам, взрослым,
авторитетным молодым людям в баре за стол? От кого, почему он убегал? Это
осталось для меня тайной. Но… забытая тайна откроется мне спустя сорок лет,
когда я буду жить в Москве.
Наткнувшись
случайно в криминальной хронике известной газеты на сообщение о
Ромке-Курятнике, я, конечно, вспомнил далекие шестидесятые годы, Ташкент,
футбольный день в баре знаменитого ресторана и юношу-стилягу с надменным
выражением лица, вечно торчавшего на Бродвее у рекламных афиш сгинувшей
навсегда «Искры».
Я
с грустью подумал, что есть тысячи, сотни тысяч достойных людей, но о них
никогда не появится печатная строка, даже некролог. А о смерти Ромки-Курятника
написали все центральные газеты России, о бульварной прессе и говорить не
приходится. Сообщение гласило: «Сегодня, на рассвете, в Москве, рядом со своим
домом убит известный в криминальном мире 55-летний Роман Александрович
Беренштейн, по кличке Ромка-Курятник. Убитый возвращался из казино, где всю
ночь играл по-крупному в карты, и уехал под утро на своем «Мерседесе» с
солидным выигрышем». Дальше в статье с большим портретом рассказывалось о
жизненном пути выдающегося картежника, начинавшего свой путь в жарком Ташкенте.
Курятник,
оказывается, рано перебрался в Москву и быстро стал в столице известным
каталой, авторитетным человеком в уголовном мире. В статье говорилось, что
последние годы он часто выступал в роли третейского судьи, разводил
конфликтующие стороны, где спор шел на миллионы долларов. А такое доверяется
только очень авторитетным людям. Намекалось, что и смерть его связана с
каким-то судебным решением, а не с картами. Картежный выигрыш и пистолет,
который Ромка-Курятник успел все-таки достать, остались при нем, что
подтверждало версию милицейских экспертов.
Вот
так запоздало открылась еще одна ненужная мне тайна чужой жизни.