Рауль
Мир-Хайдаров
Виктор
Пронин
глава из
мемуаров «Вот и все…я пишу вам с вокзала»
Лучший маршрут - напрямик, напролом.
Евгений Рейн
С Виктором
Алексеевичем Прониным я познакомился в Доме творчества «Голицыно» зимой 1987
года, когда начал писать роман «Пешие прогулки». Мы оба не были к тому времени
новичками в литературе, но и похвалиться особенными успехами не могли, можно
сказать – мы стояли на старте своих будущих романов, которые станут издаваться
миллионными тиражами.
Сегодня Виктор Пронин
отмечает свое 75-летие. Он издал более двухсот книг! Он стал Заслуженным
деятелем культуры России – «За яркий вклад в мировую сокровищницу литературы».
Европейская академия естественных наук (г.Ганновер, Германия) наградила его
Голубым крестом с короной за вклад в Европейскую культуру. Чтобы вам быстрее
представить Виктора Алексеевича, напомню – фильм «Ворошиловский стрелок» снят
по его роману. По его произведениям сняты большие сериалы: «Гражданин
начальник» и «Женская логика».
Я читал многие книги
Виктора Алексеевича – написаны они мастером, знающим и жизнь, и изнанку жизни,
психологию людей, хороших и плохих. Сюжеты – крепкие, основательные, как и он
сам, за всеми героями стоят реальные судьбы. Казалось бы, удивить меня сегодня
Виктору Алексеевичу трудно, у нас почти одни рабочие лекала, один объект
интересов, очень похожи наши биографии, мы почти ровесники. Виктор Пронин
философски осмыслил свою долгую, непростую жизнь и к 75-летию написал пять(!)
томов удивительных записок, наблюдений, затрудняюсь даже жанр определить.
Что-то, напоминающее отчасти «Опыты» Монтеня, «Карманного оракула» испанца
Бальтасара, «Максимы» Ларошфуко. Наверное, когда мы увидим все пять томов,
литературоведы определят и жанр, написанного Виктором Прониным.
Этими записками, он
вдруг поднялся на другую высоту, над всеми своими двумястами книгами,
переизданными десятки раз, на которых приобрел имя и миллионы читателей. Да что
поднялся, уверен – улетел в небеса, на писательский Олимп, если такой
существует, а писатели уверены, такой Олимп есть, и даже знают – кто уже там.
Но все мои сравнения и
аналогии – приблизительны, его записки касаются нашей жизни, нашего прошлого,
будущего, они понятны, четко сформулированы, недвусмысленны, жестоко правдивы,
безжалостны, остры неожиданными ракурсами, заставляют думать, ломают
стереотипы, очень убедительны, сокрушают пьедесталы, в них нет ни грамма позы,
самолюбования, преобладает самоирония, порою самоистязание.
Для чего я пишу эти
строки в своих мемуарах? Потому что при жизни хочу сказать своим читателям – с
кем мне было по пути в литературе, с кем я разделяю взгляды на жизнь, на
государство, политику. Единомышленники – это не те, с кем ты общаешься,
гуляешь, пьешь водку. Единомышленники для писателя – это те, с кем ты шагаешь в
ногу в литературе, с кем у тебя одна боль, одни страдания, одни радости, один
взгляд на историю страны, на ее врагов и друзей. С Прониным мы не дружили, к
сожалению, не состояли в переписке, даже ни разу не выпивали, но меня с ним
роднит главное – мы едины в том, чего не любим, что презираем, с чем боремся, и
в том, что для нас дорого, свято.
Виктор Алексеевич –
автор романа «Ворошиловский стрелок», где герой устраивает негодяю самосуд. В
моей тетралогии «Черная знать» прокурор республики Х.А.Камалов тоже от
безысходности совершает самосуд – расстреливает из гранатомета сходку
преступников и высших чиновников. Роман «Судить буду я» – 1991 года, но что
изменилось в правовой системе и судах России за эти 23 года? Только поубавилось
честных прокуроров, теперь прокуроры «крышуют» игорный бизнес в Москве и в
Подмосковье – и это уже не литература, а реалии жизни, для которых нет
прокуроров Камаловых даже в Кремле.
Мы с Прониным не
сговаривались, когда писали подобные финалы своих романов, мы с ним после 1987
года никогда не виделись, но взгляд на проблему, как видите, один. И после
«Судить буду я», и после «Ворошиловского стрелка» гражданам стало понятно –
искать правду в судах бесполезно. Всё куплено-продано, и, к сожалению, эту
вывеску наша юридическая система еще не скоро сменит.
Уверен, что как бы ни
были известны романы Виктора Пронина, его пятитомные философские записки, три
тома из которых он уже издал за свой счет, сделают его имя более популярным,
узнаваемым и среди интеллектуалов и уже по-другому прославят писателя. Незаемные
мысли, свежий взгляд, привычное, собственное, незашоренное видение мира удивят
многих, знающих его творчество, как удивили и обрадовали меня эти записки.
В своих мемуарах я
много раз упоминал главных, на мой взгляд, виновников бед России: Н.Хрущева,
М.Горбачева, Б.Ельцина. В записках Пронина я нашел и его высказывания об этих
горе-правителях и ниже привожу его короткие, но меткие характеристики. Вот эти
его оценки и роднят меня с Виктором Алексеевичем, единомышленником.
* Эти записки не для
близких людей – они их не поймут, вернее, поймут неправильно. Эти записки для
чужих. Близкие могут просто посмеяться, как если бы козёл заговорил человеческим
голосом. Эти записки никак не ложатся на тот мой облик, к которому они
привыкли.
* Сама жизнь
талантливых людей – любовь, несчастья, пьянство, безумства – входит в духовное
богатство нации. Можно не читать Белого, Чёрного, Бедного, Горького, Голодного,
но знать их жизнь не помешает. Очерк о личной жизни Анны Ахматовой может
оказаться духовно ничуть не менее значительным, нежели её поэзия.
* Песня исполнялась 10
лет назад и нате вам – ретро. А Бах писал 250 лет назад – и никому в голову не
придёт назвать его опусы ретро. Как всё-таки всё относительно.
* Однажды на проспекте
Революции в Немчиновке я нос к носу столкнулся со Сталиным – он привычно
торопился к ларьку за утренним пивком.
– Иосиф Виссарионович,
– остановил я генералиссимуса, – а как ты относишься к Ельцину?
– Не ко мне вопрос, –
ответил он, не останавливаясь. – Это клиент Лаврентия Павловича. Думаю, он
примет правильное решение.
* Ошибка большевиков в
том, что они делали ставку на послушную, преданную, подавленную серость. И
одновременно взращивали собственных могильщиков – образованных, тщеславных, но
обиженных, прекрасно знающих их грехи. То, что произошло, было непредсказуемым,
но не могло не произойти. Путь Горбачёва – врага, проникшего в самые верхи, как
единственную возможность разрушения системы я предсказывал где-то в середине
шестидесятых, бродя с друзьями по днепровской набережной после
стаканчика-второго сухого красного вина.
* Дожили – высказать
искреннее восхищение чем-то истинно русским, воздать должное истории,
характеру, искусству, самой национальности – уже крамола.
* Основной закон любой
работы, особенно творческой – не надо спешить и не надо отвлекаться.
Фет бросил вызов
Пушкину – «Луной был полон сад» и получил ответ – «Я помню чудное мгновенье».
Тема перекликается. Не знаю, кто победил, в выигрыше мы, потребители.
Спешу, опаздываю.
Готов бежать на электричку без носков, в туфлях на босу ногу. И уже схватив
сумку, наспех расцеловав домочадцев, краем уха улавливаю – по телевизору звучит
«Луной был полон сад…»… И сумка выпадает на пол из моих рук, беретка повисает
на крючке, я падаю в кресло – гори всё огнём! Остаюсь!
И понял – оказывается,
я ещё жив. Слава Богу!