Отрывок из книги бывшего и.о. Генерального Прокурора
России Олега Гайданова
глава из мемуаров «Вот и все…я пишу
вам с вокзала»
«Никогда не
проходит опасность,
Никуда не
уходит печаль»
На предыдущих страницах часто упоминался роман «Пешие
прогулки», который принес мне не только успех, много радостей, но и много бед,
сделал меня инвалидом, эмигрантом. Я обязательно должен был написать об этом
покушении, хотя о нем написал в «Литературной газете» сам Аркадий Ваксберг, а в
американской газете «Филадельфия Инкуайер» Стивен Голдстайн посвятил мне целый
«подвал», под названием «Исследователь мафии». Но все равно ходят слухи среди
моих завистников, что я это придумал сам – не было никакого покушения. Особенно
сильны такие разговоры в Татарстане, что мне обиднее всего. Я хотел рассказать
об этом сам, но несколько лет назад и.о.Генерального Прокурора России
О.И.Гайданов, бывший в те далекие годы Прокурором Узбекистана, издал книгу «На
должности Керенского, в кабинете Сталина», уже имеющую на сегодня несколько изданий
и очень популярную в Интернете. В этой книге есть несколько страниц о том
покушении, и я думаю, будет правильно, если я предоставлю слово прокурору
самого высокого ранга.
Отрывок
из книги бывшего и.о. Генерального Прокурора России Олега Гайданова «На
должности Керенского, в кабинете Сталина», издательство «Эксмо», стр. 325 о писателе
Рауле Мир-Хайдарове.
Весной 1988 года, в разгар антикоррупционной кампании в
Узбекистане, мне положили на стол письмо главного редактора журнала «Звезда
Востока» Сергея Татура и рукопись романа "Пешие прогулки", с просьбой
дать правовую оценку, а если говорить открытым текстом, то дать разрешение на
публикацию. То были годы гласности, у всех появились широчайшие права: пиши,
что хочешь, публикуй, что желаешь. Цензура отменена, хотя и в советское время
не Прокуратура решала, что публиковать, а что − нет. Но в 1988 году
каждый страховал себя, свое кресло, и прокуратуре пришлось заниматься и
литературой.
В тот же день, поздно вечером, дома, я открыл рукопись и
читал до завтрака. Странно, но фамилия автора мне показалась знакомой. Ничего
подобного я до сих пор не читал и не встречал писателя,более осведомленного о
работе силовых структур, государственного аппарата, спецслужб, прокуратуры,
суда и …криминального мира, чем автор
этого романа. Первым моим впечатлением было, что это написал мой коллега,
прокурор высокого ранга, в годах, с колоссальным опытом работы во власти,
который в перестройку, в эпоху гласности, решил громко хлопнуть дверью. Позже,
один из моих коллег, следователь по особо важным делам Генеральной Прокуратуры
СССР, прочитав роман, тоже в рукописи, по моей просьбе, с печалью и светлой
завистью сказал: «Мне кажется, что это я написал эту книгу». Похвала людей
такого ранга дорогого стоит.
Вкратце я бы так охарактеризовал прочитанное: остросюжетный
политический роман с детективной интригой, написанный на огромном фактическом
материале. В нем впервые в нашей истории дан анализ теневой экономики, впервые
столь масштабно показана коррупция в верхних эшелонах власти, показано
сращивание криминала со всеми ветвями власти. Автор писал о том, чем я и мои
коллеги занимались четвертый год подряд, словно он присутствовал на всех наших
закрытых совещаниях, знал почти все наши планы, и даже был осведомлен о наших
врагах, о яростном противодействии наведению порядка в крае.
Конечно, мне захотелось встретиться с автором. Жил он,
оказывается, рядом с Прокуратурой, но на тот момент находился в Крыму, в
Коктебеле, куда уехал на два месяца. Чуть позже я узнал, что там он писал
второй роман на эту же тему под названием "Двойник китайского
императора". "Пешие прогулки",
безусловно, оказались ко времени, актуальнейшими по проблемам, и
сомнений – печатать или не печатать, у меня не возникало. Однако мучила мысль −
отчего журнал не решился публиковать увлекательнейший роман без помощи
прокуратуры? Очень быстро выяснилось, что у романа много недоброжелателей: и
среди литературных функционеров, и среди чиновников высокого ранга, и, конечно,
среди партийного аппарата.
И пока автор находился в Крыму, я два месяца прилагал усилия,
чтобы роман дошел до читателя. Пришлось подключать единомышленников в ЦК,
Совмине, КГБ, и роман увидел свет. Вернувшись из Коктебеля, автор явился ко
мне. И тут выяснилось, что мы − земляки. Он немного старше меня, и в
далекой юности мы защищали цвета одного спортивного клуба «Локомотив», он был
чемпионом города по боксу, и я понял, отчего мне показалась знакомой его
фамилия. Но я не рассчитывал за 2000 километров от родного Актюбинска встретить
земляка, единомышленника, человека государственного мышления, писателя.
Звали автора – Рауль Мир-Хайдаров. И с тех пор, уже 20 лет,
мы дружим семьями, наши пути, наши судьбы на виду друг у друга. В тот же день,
по его просьбе, он получил от меня эксклюзивное право на доступ к официальным
материалам по борьбе с организованной преступностью и к архиву уголовных дел.
Отсюда, из стен Прокуратуры Узбекистана, берут начало многие его сюжеты, отсюда
вышли герои его романов. На основе полученных материалов и своих знаний он
написал серию больших газетных статей под названием «Заржавели весы у Фемиды» и
«Одолеет ли прокурор мафию?». Публикации эти совпали с выходом книги "Пешие
прогулки", появились они почти одновременно в Москве и Ташкенте, и местный
тираж составил 250 000 экземпляров!!! Забегая вперед, скажу, что этот
роман вышел на сегодня 24 раза тиражом более 3 000 000 экземпляров.
Выход романа и серия заметных газетных выступлений, ярких интервью сразу
сделали Рауля Мир-Хайдарова известным писателем. Всесоюзное радио тут же
записало роман, и он изо дня в день, месяцами, звучал в эфире. Появились у него
не только друзья, почитатели, покровители, но и враги. Стали поступать анонимные
угрозы, его стали шантажировать по телефону, угнали машину. Появились подметные
письма с требованием остановить работу над новым романом, отрывки из которого
уже печатались в газетах.
Когда стало понятным, что автор не остановится, на него было
совершено покушение. Опять же, можно сказать, первое покушение в СССР по
политическим мотивам. Тяжелое покушение, он только чудом оказался жив. О
покушении мне сообщили среди ночи, и уже через час я был в Институте
травматологии. Началась борьба за жизнь самого писателя. Нам было понятно, что
оставшегося в живых писателя, могут ликвидировать и в самой больнице, поэтому
мы с генералом МВД Э. Дидоренко выставили круглосуточную охрану у его палаты, а
позже часто меняли этажи и палаты. Через время мы собрали консилиум врачей из
клиник МВД, КГБ и военного округа и строжайше запретили лечащим врачам делать
операцию на позвоночнике. Мы не доверяли местным врачам, и большинство лекарств
писателю доставлялись из названных выше клиник.
Там же, в больнице, с переломанным позвоночником, с доской на
груди, карандашом, Рауль Мир-Хайдаров
дописывает второй роман "Двойник китайского императора",
который уже летом 1989 года выходит в Москве. После покушения жизнь в Ташкенте
для него становится невозможной − его перестали печатать, в русском
драматическом театре им.М.Горького запретили главному режиссеру театра
Вячеславу Гвоздкову постановку пьесы, написанной по роману "Пешие
прогулки" драматургом В.Баграмовым, угрозы и шантаж приняли новые и более
изощренные формы. Работу следственных групп в Узбекистане по приказу
М.Горбачева свернули, перестройка заглохла, меня самого перевели в Казахстан, и
Рауль Мир-Хайдаров эмигрирует в Россию. Не имея собственной крыши над головой,
он восемь лет живет в Переделкино, в Доме творчества писателей, снимая по
коммерческой цене, как в гостинице, комнату №106, на которой, наверное,
когда-нибудь будет мемориальная табличка. Когда я появился в Москве, я часто
бывал в этой комнате в гостях у писателя. Здесь он написал романы "Масть
пиковая" и "Судить буду я". Все четыре романа, запечатлевшие
хронику смутного времени составят тетралогию «Черная знать», и каждый из этих
романов издастся по десятку раз. Общий тираж только тетралогии составит 5
миллионов книг! А общий тираж всех его книг – десять миллионов экземпляров. В этой же комнате напишется роман о российской
мафии, о новых русских, о крупных политических и финансовых аферах в Москве –
"За всё − наличными". Здесь он напишет повесть о любви «Горький
напиток счастья». Напишет и пронзительно-грустный ретро-роман о нашей юности, о
нашем родном Актюбинске "Ранняя печаль".
Рауль Мир-Хайдаров − человек невероятно влюбленный в
родной город, Актюбинску он посвятил десятки рассказов и повестей: «Седовласый
с розой в петлице», «Жар-птица», «Велосипедист», «Лебедь белая»,
«Одноклассник», «Проездом». Его любовь к городу небезответна. На родине
писателя любят и чтут: есть улица его имени, зал в музее города, которому он
подарил 60 картин из своей коллекции живописи, есть литературный музей в
Мартуке, есть школьные музеи. Рауль Мир-Хайдаров − лауреат премии МВД,
Заслуженный деятель искусств, но мне кажется, что у него должна быть и премия
Прокуратуры. Нигде, ни в какой книге, я не встречал столь обстоятельного
исследования жизни и работы прокуроров, причем прокуроров со знаком плюс и
минус, как в тетралогии «Черная знать». И те, и другие даны столь убедительно,
что одних любишь от души, других так же глубоко презираешь и ненавидишь.
Я часто перечитываю книги своего друга,и мне кажется, что
романы Рауля Мир-Хайдарова – иллюстрация всей моей жизни, и с высоты своих
прожитых лет и прокурорского опыта я могу повторить, как некогда мой коллега из
Генеральной Прокуратуры СССР – «мне кажется, это я написал тетралогию «Черная
знать».